Готовиться к зиме нужно заранее

Не экономьте на собственной безопасности. Приобретайте зимние шины. Для автомобилей с ABS такие шины обязательны, даже если вы городской житель и дороги в вашем городе всегда очищены от снега.

Перед зимним сезоном следует побывать в автосервисе: проверить развал—схождение, устранить тормозные дефекты, заменить, если пришло время, масло в двигателе и тосол в системе охлаждения. Двигатель должен работать без провалов и сбоев. Не устанавливайте на переднеприводные модели автомобилей диски с выносом наружу, которые принято устанавливать на заднедприводные модели, чтобы расширить их колесную базу. Эти диски нарушают курсовую устойчивость, особенно при разгоне и торможении.

Не устанавливайте шипованные шины только на одну ось одноприводного автомобиля. Шин должно быть или четыре, или ни одной. Желательно, чтобы шины были от одного производителя и имели одинаковый рисунок протектора. Кроме того, износ шин также должен быть одинаков и не должен превышать установленные Правилами дорожного движения нормы — тогда поведение автомобиля будет более предсказуемо. Известно, что в зимних условиях полноприводный автомобиль с зимними шинами имеет явное преимущество перед одноприводными автомобилями. Но многие современные автомобили имеют как бы два «лица». Речь идет об автомобилях с дополнительно подключаемым (либо механически, либо автоматически) вторым приводом, а также об автомобилях с дополнительными системами стабилизации.

Адаптируя свой автомобиль к зимним условиям, будьте готовы и психологически, и технически изменить свой стиль вождения в связи с изменениями в поведении вашей машины.

И в заключение несколько советов, которые помогут вам избежать неприятностей на скользкой дороге.

1. Многие водители довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда автомобиль «не хочет» изменять направление движения после поворота рулевого колеса. Естественная реакция водителя — довернуть рулевое колесо на больший угол и дальше до упора. А это как раз и недопустимо, так как снос (соскальзывание) передних колес приведет к потере управляемости. Жаль, что чаще всего в подобной ситуации рядом с вами нет опытного мастера, который в момент, когда ваши руки начнут докручивать рулевое колесо, предостережет вас от опасной ошибки.

2. При повороте на скользкой дороге многие водители пытаются подстраховать себя плавным выходом на дугу поворота и поэтому вынуждены доворачивать рулевое колесо в повороте. Эта ситуация чем-то напоминает предыдущую, но ошибка заложена в избранной траектории движения. Гораздо правильнее в первой фазе повернуть рулевое колесо на больший угол поворота колес, либо (что еще лучше) его уменьшить. Для этого перед поворотом необходимо использовать эффект «загрузки» передних колес весом автомобиля. Чтобы добиться желаемого, перед поворотом (лучше всею в последний момент) необходимо резко уменьшить обороты двигателя или включить пониженную передачу. После этого у вас есть 0,1 с, чтобы начать поворот, — это время, в которое пружины передней подвески будут находиться в сжатом состоянии.

3. Хотя мы всегда рассчитываем на тормозную педаль как на «палочку-выручалочку», во многих случаях к ней лучше вообще не прикасаться, чтобы не усугубить и без того сложную ситуацию. Попробуем с этим разобраться:

• на повороте, когда уже допущена грубая ошибка и колеса повернуты до упора, рефлекторное резкое торможение с полной блокировкой колес приведет к потере управляемости и баллистическому скольжению вперед;

• если критическая ситуация связана с глубоким (по амплитуде) заносом автомобиля, полная блокировка колес переведет автомобиль в боковое скольжение;

• если автомобиль попал во вращение, лучше выжать педаль сцепления, чем нажать на тормоз, так как блокировка колес переведет автомобиль в скольжение по касательной. Завершается такое скольжение обычно либо на своей обочине, либо на встречной полосе в зависимости от того, в какой фазе вращения было применено резкое торможение.

4. Выбирать самый эффективный способ экстренного торможения необходимо в зависимости от дорожных условий:

• на ровном участке с постоянным (даже низким) коэффициентом сцепления лучше прибегнуть к ступенчатому торможению;

• на участие с неровностями применяйте прерывистое торможение. Отпускайте тормозную педаль перед неровностью;

• в повороте используйте плавное торможение с небольшим постоянным усилием;

• на крутом обледенелом спуске используйте прием «газ — тормоз». При этом левая нога выполняет ступенчатое торможение, а правая нажимает педаль подачи топлива, противодействуя блокированию ведущих колес;

• на очень скользком покрытии (лед, покрытый водой) можно использовать торможение двигателем, если его эффективность достаточна для снижения скорости;

• на участке с меняющимся коэффициентом сцепления и неровностями необходим вариативный способ торможения с чередованием приемов и способов в зависимости от изменения внешних условий.

5. От старой, еще довоенной, школы управления нам достался прием, который передается, очевидно, по наследству. Это всем известное движение «накатом» при выключенном сцеплении. Некоторые водители уверены, что таким образом им удается сэкономить бензин и облегчить жизнь автомобилю.

Хорошо, если бы такое представление искоренилось полностью! Движение «накатом» очень опасно, особенно на скользкой дороге. Педаль «газа»— это главный регулятор безопасности. С ее помощью можно прекратить занос задних колес и снос передних, сохранить равновесие автомобиля на дуге поворота, буквально «вытянуть» автомобиль из многих критических ситуаций.

6. Многие водители даже не подозревают, что существует более 20 приемов работы с педалью «газа».

Эти приемы существенно отличаются на автомобилях с разным приводом. Например, при заносе на скользкой дороге на заднеприводном автомобиле необходимо убавить подачу топлива («прикрыть газ»), т. е. сохранить некоторую тягу на колесах, а вот на переднеприводном автомобиле «газ», наоборот, надо «добавить», чтобы «соскользнуть» передними колесами, стабилизировать автомобиль.

На скользкой дороге все действия педалью «газа» должны быть плавными, но самое главное — они должны быть жестко связаны с действиями рулевым колесом.

7. Педаль сцепления (на тех автомобилях, где она есть) может выполнять много «антиаварийных» функций.

Так, при вращении автомобиля кратковременное (!) выключение сцепления поможет остановить вращение, при трогании с места на льду — избежать пробуксовки ведущих колес, при экстренном торможении — смягчить включение передач, а при потере тяги на снежной целине — поднять обороты двигателя. В некоторых же случаях этот прием поможет «довернуть» автомобиль с помощью вращения.

8. В зимних условиях, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач, стояночный тормоз из пассивного органа управления превращается в активный и позволяет сделать задние колеса управляемыми методом блокирования их на короткое время для поворота или разворота автомобиля на скользкой дороге.

9. Говоря о функциях каждого из органов управления, нельзя обойти вниманием рычаг переключения передач. При этом следует помнить: этот орган управления способен как помочь, так и навредить. На скользкой дороге, чтобы сделать разгон более мягким, на повышенные передачи желательно переходить с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи. При «понижении» передач рекомендуется пользоваться перегазовкой, чтобы избежать резкого замедления ведущих колес. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным переходом на пониженные передачи. Это позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей: оно не даст двигателю остановиться при экстренном торможении.