"Лига - М" школа мастерства
"Лига - М" школа мастерства
(По материалам работ Цыганкова Э.С.)
Наша цель заключается в том, чтобы передать всем водителям — профессионалам, любителям — опыт выдающихся автогонщиков, победителей и призёров чемпионатов Европы и мира, участников рейдов-марафонов суперпилотов «Формулы-1», спортсменов-ветеранов и сегодняшних победителей. Этот опыт не имеет цены. Он аккумулирует итоги индивидуального и коллективного труда, поиска, талантливых находок в ходе многолетних тренировок и соревнований, изобилующих опасными ситуациями, во время которых шла упорная борьба за каждую долю секунды, за победу.
Наиболее ценными в широком арсенале мастерства управления автомобилем следует считать те приёмы, которые позволяют автогонщикам найти выход из многочисленных критических ситуаций, особенно при потере устойчивости и управляемости автомобиля в сложных дорожных, погодных или других условиях. Постигнуть секреты высшего мастерства до сих пор могли лишь единицы. Для подавляющего большинства водителей уникальные знания и умения спортсменов остаются недоступными. В преобладающей своей массе водители, даже многоопытные, совершенно безоружны в экстремальных условиях. Да, это действительно так. Статистика неизменно подтверждает, что именно водители в 75-80% случаев являются виновниками Дорожно-транспортных происшествий. При существующих условиях обучения водителей не приходится удивляться высочайшему уровню опасности автомобильного транспорта в нашей стране. В программах автошкол и курсов нет и в помине приёмов управления автомобилем, предназначенных для предупреждения и тем более выхода из критических ситуаций. Эти приёмы не освещены в специальной литературе. Да они и не были исследованы, обобщены, к тому же комплексно. Опыт накапливался у тех водителей, которым приходилось попадать в опасные ситуации, нередко сопровождающиеся трагическими последствиями. Опыт этот не мог быть комплексным, так как он отражаллишь те единичные, конкретные условия, которые встречались в практике того или иного водителя. Водители не могли выработать навыков быстрого прогноза и автоматизма действий, без которых невозможно предупредить неблагоприятное развитие событий и тем более его преодолеть. Для овладения требуемыми навыками необходимо не единичное, а минимум тысячекратное исполнение.
Но такое требование не обеспечивается ни существующей системой обучения, ни условиями практической деятельности водителей. Чтобы устранить этот недостаток в обучении, необходимо было решить по меньшеймере две новые задачи. Первая — исследовательская. Её требуемые итоги: комплексное изучение и обобщение максимально возможного числа используемых в практике приёмов управления автомобилем, выбор из них наиболее рациональных и безопасных; конструирование элементов структуры этих оптимальных приёмов управления с акцентом на критические ситуации. Вторая задача — педагогическая: изыскание и отработка таких форм обучения, которые в учебных условиях при имитации критических ситуаций обеспечивали бы многократное исполнение рекомендуемых приёмов управления и их освоение обучаемыми.
В течение долгих лет осуществлялся поиск оптимальных решений, разрабатывались формы их проверки и внедрения. Выявлялись возможности человека и автомобиля. Впервые была комплексно обобщена разнообразная техника управления автомобилем. Выявлено множество приёмов — традиционных, высокотехничных и уникальных по технике исполнения.
В итоге определено более 500 оптимальных приёмов предупреждения ДТП на ранней стадии их развития и 86 для выхода из экстремальных ситуаций.
В качестве важнейших средств обучения предложены упражнения. За основу принимались рекомендованные высокотехнические приёмы управления автомобилем из арсенала контраварийных действий мастеров спорта и участников сборной команды страны по автоспорту. Определены конкретные методы имитации критических ситуаций во время обучения.
Изучаемые приёмы были подразделены на составляющие их дейсвия и движения. Затем согласно педагогическим требованиям из последовательных элементов были сконструированы упражнения для многократного повторения и усвоения сначала отдельных элементов, а затем приёмов в целом. Разработаны также упражнения для укрепления «заинтересованых мышц», для развития «чувства автомобиля», глазомерного точного определения габаритов объектов движения и расстояния до них и др.
Таким образом определился не только предмет, но и метод обучения управлению автомобилем. Была разработана новая, не имеющая аналогов школа мастерства.
Соавторами уникальных приёмов высшего мастерства и элементов контраварийных действий автор Э.С.Циганков считает многих своих учеников и членов сборных команд по автомобильному спорту. Их вклад в высшую школу мастерства связан с многолетней соревновательной деятельностью, в ходе которой экспериментально апробировались «секреты» водительской профессии (операции, приёмы, элементы, манёвры). Это позволило найти самые эффективные подходы, интенсифицировать способ обучения, отбросить всё второстепенное и малозначащее.
В этой работе проявилось прикладное значение автомобильного спорта, возможность вооружить любого водителя знаниями, умениями и навыками лучших спортсменов.