Лед – в руку!
Погода приближалась к аварийной. Мороз клубился над ледяным покрытием Амурского залива: в районе станции «Спутник» минус 19. Не церемонясь, ветер гоняет по скользкой глади. Однако для тех, кто к 10 утра прибыл сюда, на тренинг-площадку по управлению автомобилем в критических ситуациях, условия были самые рабочие!
Сносы, заносы, волчки, полицейские развороты на льду – вот программа занятий сегодняшнего дня по курсу безопасного управления автомобилем в критических ситуациях (экстремального вождения) Дальневосточного Центра Высшего Водительского Мастерства (ДВЦВВМ «Лига-М»). А лед, как говорится, в руку! Ведь главная задача автолюбителей на ближайшие три часа – отработать приемы, позволяющие грамотно и безопасно для себя и окружающих справиться с роковыми неожиданностями на дороге. Все жители самого автомобильного города России знают: зима во Владивостоке на них не скупится!
Восемь машин – от новеньких джипов до потертых жизнью японских пикапов – выстроились по номерам: у каждого на время занятий он свой. Площадка – настоящий каток, геометрическими узорами расчерченный яркой разметкой-конусами. Тренеры – Александр Борисюк, Дмитрий Басклеев, Игорь Алехин – выдают курсантам рации. Впервые вижу, чтобы занятие с инструктором проводилось дистанционно! Посмотрим, как это будет выглядеть. Я – рядом с водителем «Cube», наш номер – «1». И мы на старте.
«Золотые» приемы
Для отработки этого упражнения мы сознательно «организуем» ошибку, чтобы на реальной скользкой дороге человек четко знал, какие приемы применить для безопасного управления автомобилем, – объясняет генеральный директор ДВЦВВМ «Лига – М» Александр Борисюк.
Легко сказать! Но как сделать? Александр Васильевич с точностью швейцарских часов описывает каждое движение водителя при выполнении задания. Его «ЦУ» слышны по рации в каждой машине. Оказывается, с виду сложная задача по отработке сноса и выравнивания состоит из четырех фаз. Выполнив их по порядку, человек за рулем выходит из ситуации победителем, сохранив при этом автомобиль и свои нервы.
Такое «разложение» по полочкам любого упражнения – часть уникальных методик, по которым проводится тренировка в нашей школе, – комментирует Борисюк. – Мы – первая и единственная на Дальнем Востоке компания, заслужившая официальное право работать по авторским программам московского Центра высшего водительского мастерства профессора Цыганкова.
Вот сколько лично вам известно приемов торможения? Семь? Восемь? Эрнест Сергеевич проанализировал технику автогонщиков, и оказалось, что таких способов более 200! Словом, общаясь с профессионалами высшего класса, черпая эксклюзивные знания и навыки по технологии управления автомобилем в критических ситуациях, профессор Цыганков более 20 лет посвятил адаптации этого комплекса для обычного водителя. Результатом его работы и стало создание системы контраварийной подготовки.
Она была с успехом апробирована на водителях спецслужб – от водителей членов Политбюро до водителей ГАИ, ОМОН и других организаций, для которых профессионализм неразрывно связан с автомобилем: водителей «скорой помощи», такси, автобусов, автопоездов.
Сегодня эти «золотые» приемы доступны во Владивостоке – в ДВЦВВМ «Лига-М». Все преподаватели школы прошли специальную подготовку по программам «Центра Высшего Водительского Мастерства» под управлением профессора Цыганкова на кафедре экстремальных и прикладных видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, имеют высшее спортивное образование и богатый опыт преподавания.
Так, мастер спорта Александр Борисюк с 2004 года внедрял программу по безопасному управлению автомобилем в одной из автошкол Владивостока, с 2010 года в автошколе училища №1 ведет курс «Основы безопасного управления транспортным средством». Игорь Алёхин – в прошлом инженер-испытатель, тест-пилот регионального производственного объединения «Урал», сегодня ведет курс «Психология безопасного управления атомобилем». А тренер-преподаватель высшей квалификационной категории Дмитрий Басклеев имеет огромный опыт инструктора, возглавляет центр физической культуры и спорта МГУ им. адм.Г.И.Невельского. Словом, кадры в «Лиге-М» – особенные!
Не случайно именно им была доверена подготовка 300 водителей для авто VIP-персон во время саммита АТЭС, проходившего во Владивостоке в 2012 году. Специальные программы в школе существуют также для представителей силовых структур, автоспортсменов, водителей автомобилей, оборудованных спецсигнализацией, инструкторов по контраварийной подготовке. И даже – для водителей-инвалидов, что невероятно актуально в нашем суперавтомобильном, динамичном городе.
Сохранить жизнь, здоровье, автомобиль
Практическое занятие на льду Амурского залива продолжается. Сейчас наши автомобили «танцуют» – крутятся волчком по скользи, совсем как Ипполит Матвеевич в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!» Правда, герой киноистории не смог справиться с ситуацией, а наши «коллеги» по занятию уже «вытягивают» ледяную проблему.
Тренеры занимают противоположные позиции на площадке, и пируэты автомобилей видны им с разных точек зрения. Водители получают комментарии от всех инструкторов в любой момент упражнения – от начальной до финальной стадии. И, надо сказать, такой «сценарий» выигрышнее классического, когда наставник – на соседнем кресле в автомобиле. Кофмортно психологически, но самое удивительное, что даже на расстоянии, инструктор, словно в зеркале, видит положение рук, ног ученика и сообщает по рации, если нужна корректировка. Как выяснилось позже, такое «всевидение» – исключительно опыт тренера и абсолютное знание поведения автомобиля.
Конечно же, никто не выпустит вас сразу на лед и не попросит изобразить «киношный» трюк!
Сначала слушателям курса безопасного управления автомобилем в экстремальных условиях предоставляется обучающая программа «Начальная контраварийная подготовка». Пять дней по три часа они знакомятся с теоретическими основами управления автомобилем в критических ситуациях, проходят интенсивную тренажёрную подготовку по освоению экстренных управляющих действий и психологическую – для преодоления стресса. К слову, тренажеры здесь уникальные. Полнейшее ощущение реальности! Поэтому сегодня, на второй части курса, во время практической программы «Управление автомобилем критических ситуациях» многие из учащихся справляются с заданиями очень неплохо. Даже на лихом полицейском развороте – да-да, как в голливудских боевиках – некоторые заслужили похвалу инструкторов «Отлично». Вот что значит «золотые» методики!
Три часа пролетели незаметно. Ни ветер, ни мороз не потушили азарта курсантов. Группа – сегодня занималось одинаковое количество мужчин и женщин – выглядит довольной.
Я получаю здесь знания и навыки, которые пригодятся в обычной жизни. Вы сами знаете, насколько непредсказуемы дороги во Владивостоке, – делится мнением аналитик Екатерина. – Теперь я буду чувствовать себя более уверенно и, думаю, справлюсь с реальными «сюрпризами». Абсолютно не жаль денег, поскольку обретаю бесценный опыт. Знаете, лучше заплатить за обучение, чем за ремонт и лечение!
Для программиста Федора курс безопасного управления автомобилем в экстремальных условиях в «Лиге-М» – не первый.
Я прошел в этой школе летнюю автодромную подготовку, результат понравился, поэтому пришел научиться и зимним контраварийным приемам, – рассказывает он. – Я ощущаю, как меняется мой стиль вождения – в лучшую сторону. Планирую в дальнейшем пройти и курс повышения водительского мастерства. Спасибо тренерам – они очень понятно доносят самые сложные вещи!
Важно, что каждый автолюбитель, которому открываются здесь грани мастерства, не только учится чувствовать свой автомобиль и овладевает искусством управления им в экстремальных условиях. Зная манеру поведения машины в тех или иных условиях, можно спрогнозировать ее поведение. Арсенал ценнейших навыков, автоматизм действий и умение преодолеть стресс – вот что получают автолюбители в ДВЦВВМ «Лига-М».
И это – еще одна грань защиты их жизни на непредсказуемой российской дороге! Причем не только зимой, но и летом. Увы, безжалостная статистика утверждает: в тёплый сезон водители ведут себя более рискованно, и аварии ещё более трагичны. Поэтому летний практический курс «Активная безопасность водителя», который преподаватели Центра проводят с ранней весны до поздней осени, становится всё более популярным.
Мастерство, – говорит Александр Борисюк, – определяется не водительским стажем, а умением в каждой конкретной ситуации применить именно тот приём, который поможет в критической ситуации спасти и водителя, и его пассажиров, и сам автомобиль. Приёмы Высшего водительского мастерства, обеспечивающие безопасность на дороге, сегодня должны быть в арсенале каждого современного водителя. Мы открыты для всех. Ваша безопасность – в Ваших руках.