Для журнала "РУССКИЙ СТИЛЬ"

В бывшем СССР самой массовой профессией была профессия водителя. Около 20 миллионов человек управляли автомобилем. Большая часть из них считались профессионалами. Профессионализм, в основном, определялся не уровнем мастерства, а возможностью иметь стабильный заработок за рулем государственного автомобиля. Три класса водительской профессии не всегда отражали знания и навыки, а чаще всего, лишь являлись ступеньками шоферского социалистического бытия.

“Белой костью” водительской элиты была категория водителей-наставников и водителей-инструкторов большинства автопредприятий страны развитого социализма. Эта категория специалистов очень незаметно вымерла в профессиональном плане, так как “краса и гордость” автопредприятий перестала садиться за руль, занималась в основном, хозяйственными и организационными вопросами и, в конечном итоге разучилась ездить из-за недостатка практики. Помните юмористическое заключение? “Кто умеет – тот делает, кто не умеет – тот учит, а кто не умеет учить – тот руководит”. Чтобы этот тезис не стал голословным, мне хотелось бы проиллюстрировать его реальным фактом. Работая по хоздоговору с Минавтотрансом УССР, наш Центр высшего водительского мастерства проводил тестирование профессионального мастерства сотен и тысяч водителей всех категорий. Так уже сложилось, что снять с линии больше десятка водителей одновременно было очень накладно даже для Министерства транспорта, и поэтому нам предложили оценить мастерство водителей-наставников автопредприятий и водителей-инструкторов автошкол, которые не были особенно обременены работой. Результат был просто ошеломляющий. Средний балл для водительской элиты составил 2 балла. То есть, потеряв практику, люди потеряли и мастерство.

Мне никак не хочется очернить многих очень талантливых водителей специалистов высшей квалификации, которые не только не утратили, но и приобрели богатейший опыт общения с сотнями водителей, для которых знания являются большим дефицитом. Они, в силу своего таланта, могут всегда сохранять мастерство и водительский интеллект и принести пользу тем, кто еще неопытен и несведущ во всех тонкостях этой замечательной профессии – водитель!
Те, которые раньше назывались любителями и имели категорию “В” “без права работы по найму” не всегда так слабы и беспомощны, как принято думать и говорить. Во-первых, потому, что многие сидели за рулем ежедневно, а во-вторых, что многие, используя автомобиль как личный транспорт, сами по себе были способными как по координации движений, благодаря которой и осуществляется процесс управления автомобилем, так и по способностям к прогнозу и анализу, что всегда было уделом образованных людей.
Мне хотелось бы привести пример, который подтверждает, что дефицит умений, можно заменить широтой мышления.
Наш эксперимент заключался в том, что мы пригласили для подготовки по программе Высшего Мастерства группу любителей. 

Но необычность заключалась в том, что в эту группу мы пригласили только профессоров и докторов наук из разных областей знаний. Так уж получилось, что среди 12 обучаемых было 2 лауреата Ленинской премии, Герой социалистического труда, да и остальные ученики были “не очень простые”. Когда было проведено контрольное тестирование, то у всех наших педагогов буквально “волосы встали дыбом”. За 20 лет работы мы впервые встретили группу, у которой мастерство приближалось к оценке “0”. Нужно отметить, что все наши ученики пользовались служебной автомашиной с водителем, а личный автомобиль использовали лишь в выходные дни для поездки на дачу. Я попросил нашего доцента Р.Л.Боуша очень тонко проинтервьюировать клиентов и узнать, не травмируя их психику, сколько аварий они совершили за свою долгую жизнь в науке. Ответ поставил нас в тупик. Ни один из наших будущих учеников не совершил ни одной аварии, хотя все они оценивали, как умные люди, свое мастерство очень низко. И тут нас осенило! Да у каждого из этих водителей в голове минимум два компьютера марки Pentium или другой модели. И эти компьютеры позволяют им прогнозировать даже неизвестные ситуации и поддерживать себя на уровне гарантированной безопасности. 

Наверное, можно сделать первый вывод. Недостаток мастерства можно заменить предельной собранностью, тонким анализом и постоянным прогнозом. Но, если Вы допустите ошибку, то дефицит мастерства не даст Вам преодолеть критическую ситуацию, даже самую несложную.
Эксперимент наш вполне удался. Мы сумели обучить нашу группу всем премудростям мастерства на ледяном автодроме и вооружить их приемами, о которых они раньше и не подозревали. Но это не конец истории. Через месяц или два один из наших учеников, директор одного из секретных НИИ из г. Зеленограда позвонил мне и предложил несколько новых упражнений для обучения. Вначале я выслушал его с некоторой внутренней натяжкой, так как в нашей методике таких упражнений было уже больше тысячи. Но затем просто поразился тому, как он четко и вполне научно объяснил мне смысл задания и способы его выполнения. Тогда я с попыткой на юмор предложил ему – доктору технических наук, бросить свою работу и перейти на работу преподавателем в наш Центр.
Оборачиваясь назад, в эпоху развитого социализма, нам специалистам Центра Высшего Водительского мастерства очень повезло. Во-первых потому, что больше 25 лет мы занимались подготовкой спортивной элиты – сборной команды СССР по ралли. В каждой профессии есть особо талантливые люди: в музыке, в живописи, в архитектуре и других областях человеческих занятий. 

Мы общались с лучшими представителями водительской профессии черпая? от них уникальные знания и умения. Во всех своих книгах я всегда подчеркиваю, что моими соавторами всегда были и есть мои фантастические ученики – мастера спорта международного класса: В.Ганин, В.Данилов, Я.Агишев, Т.Вунн. В.Гольцов, К.Антропов, Николай и Игорь Больших, А.Герасенков, Б.Федотов, С.Курников, Н.Елизаров, М.Нарышкин и многие другие, которых я не перечисляю только потому, что уважаю время читателя. Эти суперспортсмены и создали уникальную технологию управления автомобилем в критических ситуациях. Для большинства из них эта работа была связана с авариями, трагедиями, потерей здоровья, а в отдельных случаях и жизни. Но их труд не пропал бесследно и то, чему они посвятили свою жизнь может принести громадную помощь людям, сидящим за рулем автомобилей. Они, мои ученики и те гонщики, которых уважает весь спортивный мир, преодолевая тысячи критических ситуаций на трассах самых престижных гонок создали уникальный комплекс приемов активной безопасности, позволяющий выжить в экстремальных условиях и сохранить жизнь и здоровье другим людям.
Больше двадцати лет мы посвятили тому, чтобы адаптировать эти приемы для обычного водителя, далекого от спорта, но все равно связанного с автомобилем. Результатом этой работы было создание системы контраварийной подготовки, которая была с успехом апробирована на водителях спецслужб (начиная от водителей членов Политбюро до водителей ГАИ, ОМОН и других организаций, для которых профессионализм неразрывно связан с автомобилем), водителей “скорой помощи”, такси, автобусов, автопоездов и всего другого, что ездит на двух и четырех колесах. Почему я говорю о двух колесах, потому что методика применялась для подготовки мотоциклистов “Почетного эскорта”, мотоциклистов ГАИ, которые, если Вы помните, участвовали в решении проблемы “Антирокер” и многих других, в том числе инкассаторов, охраны коммерческих банков, водителей-телохранителей и т.д.
Прежде чем познакомить Вас с системой подготовки и практическими рекомендациями по курсу высшего водительского мастерства, позвольте предложить Вам наше понимание проблемы безопасности, которое на наш взгляд, может объяснить причины того, что наша страна становится лидером по аварийности среди развитых стран и трудно ожидать лучшего в ближайшие годы. Это я говорю не как пессимист, а как оптимист реально оценивающий обстановку в стране и, в частности, на дорогах.

Специалисты по безопасности движения рассматривают водителя как элемент системы В.А.Д.С (водитель-автомобиль-дорога – среда движения). Вполне объективно, что все у нас плохо. Дороги имеют больше неровностей, чем ровной поверхности; автомобили отстают от сегодняшнего времени , о их качестве, по-моему нет нужды говорить. Появилось много иномарок. И хотя среди них есть и самые современные мировые модели, но в, основном, большая часть – это свалка со всего света. Вся их молодость прошла “за бугром”, а теперь они медленно умирают на тех дорогах, для которых они не предназначены, Организация движения у нас тоже своеобразная. Едут и на красный свет и по встречной полосе – торопятся в реанимацию. ГАИ, которое сидит без зарплаты или работает за чисто символическую плату, применяет партизанские засады с радарами, проверку аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки и определение перебитых номеров, угнанных автомобилей и нетрезвых водителей, которые может быть и не пили бы, но изобилие алкоголя и круглосуточная торговля соблазнят даже непьющего человека. Поистине “умом Россию не понять”. 

Но одно понять очень легко. Очень низкий уровень водительского мастерства. Я говорю об том не для того, чтобы сгустить краски, как это сейчас принято среди тех, кто остался не у дел, а оперируя вполне конкретными фактами – материалами тестирования тысяч лучших водителей России.
Проблема аварийности заложена в системе начальной подготовки водителей. Обучение на курсах, в экстернатах и других учебных заведениях нацелено в точку – как можно быстрее получить водительское удостоверение. Для развитых стран Этот рецепт может подойти, так как четкая организация движения дает минимум возможности совершить ошибку и попасть в опасную ситуацию. Для нашей страны все иначе. После обучения, которое обучением назвать стыдно, человека ползающего около тротуара выплескивают в гущу экстремальных условий. А дальше срабатывает система выживания. Ни для всех они проходит успешно, многие теряют средства, здоровье, а некоторые и жизнь. Редкий владелец автомобиля может похвастаться, что не имеет ни одной царапины на автомобиле, многие уже хорошо знают как заменить лонжерон, приварить крыло, снять дверь и вытянуть складку на крыше.
Большинства проблем аварийности можно избежать, если у Вас в арсенале мастерства появятся элементы, приемы и целые композиции антиаварийных способов управления. Многие люди даже не подозревают, что они есть и вполне доступны для каждого. 

Есть приемы, позволяющие без проблем преодолевать любые неровности. Спортсмены придумали такие приемы, с помощью которых можно регулировать загрузку колес весом автомобиля. Так при интенсивном торможении до 60% веса приходит на передние колеса, резкое ускорение перемещает вес на задние колеса, а поворот руля загружает наружные (имеется в виду поворот автомобиля) колеса. Владея такими приемами можно легко проехать по открытому люку, перескочить через бугры и ямы, сохранить в целости колеса и подвеску своего автомобиля. Много лет назад, когда я сам это понимал слишком слабо один из моих учеников прочитал мне лекцию, которую я и сейчас хорошо помню. Со сборной командой СССР по ралли я выезжал на этап Чемпионата Европы в Чехословакию, на трассу, которая проходила в Высоких Татрах. Нам нужен был успех любой ценой, чтобы победить в кубке соцстран. Но вся элита сборной в это время была в Финляндии на ралли “1000 озер и у меня команда была очень молодая и неопытная.
Гонка протяженностью 700 км складывалась для нас удачно. Один из наших экипажей сразу захватил лидерство, сражаясь на слабой “восьмерке” с мощными полноприводными автомобилями, два других экипажа были в десятке сильнейших, Мы много тренировались на спусках , где автомобильные монстры не имели особых преимуществ, и тяжелый и опасный труд давал свои плоды.
К середине гонки отрыв нашей команды составил больше 50 секунд и я принял решение сохранить победу отдавая по чуть-чуть на скоростных участках, чтобы уменьшить степень риска и не допустить схода автомобилей из-за поломки. Нам нельзя было рисковать, так как конкуренты имели в командах по 5 автомобилей, у нас же из-за финансовых трудностей только 3, ровно столько, сколько нужно для зачета. Сход даже одного экипажа тотчас давал нам зачетную “баранку” и потерю общей победы в Кубке. Ситуация в ходе гонки складывалась в нашу пользу. Экипаж из Эстонии Р.Рюютель и Т.Вунн на каждом скоростном участке выигрывали по 5-6 секунд и зрители поражались их бесстрашию и мастерству. Я встретил свой экипаж перед очередным стартом и сообщил, что они сбавили темп, т.к. впереди разбитая горная дорога, которая не пощадит их автомобиль. 

Мы расстались. Они стартовали вверх по трассе, а я по нижней дороге с механиками поехал на следующую встречу, которая должна была состояться через 30 мин. Посмотрев на финише на дисплей компьютера, я был просто потрясен. Они вновь выиграли больше 10 секунд, то есть полностью проигнорировали мои рекомендации. Следующая встреча была очень напряженной. Мы полностью потеряли человеческой контакт, хотя раньше относились друг к другу с полной симпатией, и я знал, что оба спортсмена уважают меня как тренера и руководителя. Я вновь повторил им задание и объяснил, что они разрушат автомобиль на такой трассе, если не снизят скорость.
Следующая наша встреча повторяла все, что было раньше, Они вновь выиграли и слушали меня опустив глаза . 

Я понял, что полностью исчерпал педагогические методы воздействия и “нанес удар ниже пояса”, т.е. стал их пугать последствиями непослушания. Хотя мне самому было стыдно так говорить со своими учениками и близкими мне людьми.
И когда наша дискуссия зашла в тупик, и спортсмены поняли, что мы “в разных весовых категориях” и борьба со мной может перечеркнуть их спортивную карьеру, гонщик вышел из автомобиля и прочел мне лекцию котору, что это принесет пользу? Ты глубоко ошибаешься! Сейчас когда я еду, я испытываю блаженство и полностью контролирую автомобиль, Я способен ехать на одном колесе и за 600 км бешеной гонки мы не получили ни одного удара по подвеске и не сломали ни одной железки”. Я тотчас прервал его монолог и попросил его пояснить, как это он едет на одном колесе, так как у меня это не укладывалось в голове. Он ответил “Ты обучал нас переводить вес на передние колеса,” Я ответил утвердительно, “Ты обучал нас как перевести вес вправо или влево?”

Я опять ответил, что это так. “Так если совместить два приема, можно перевести вес на одно колесо или наоборот разгрузить его перед препятствием?” Я вынужден был согласиться с четкой аргументацией молодого спортсмена, но лекция еще не закончилась. Он пояснил мне, что снижая темп, он не уменьшает, а наоборот увеличивает возможность ошибки из-за того, что нарушается временная связь между гонщиком и автомобилем, а то, что раньше делалось на интуиции, теперь потребует пересмотра всей программы управления.
Наш конфликт был погашен мгновенно, Я вынужден был извиниться и признать правоту спортсмена по всем позициям.
Лишь через какое-то время я понял причину этого неудержимого желания победить. Более 10 лет экипаж не мог выполнить норматив мастера спорта международного класса. Для его выполнения нужно было быть только первым на этапе Чемпионата Европы. И теперь находясь так близко к цели они не смогли упустить этот шанс . 

Экипаж выиграл гонку с большим преимуществом и эта победа позволила Р.Рюютелю, потомственному гонщику и выдающемуся спортсмену отметить свое тридцатипятилетие званием МСМК.
Но то, что Вы сейчас читаете – это не мемуары тренера и не воспоминания о былом.
Во-первых, это доказательство того, что приемы управления позволяют сохранить автомобиль на самой отвратительной дороге и обеспечить безопасность в самых тяжелых условиях. Во-вторых, Ваше психологическое состояние должно быть регулятором той скорости, которую Вы себе избрали, Я не знаю, ловили ли Вы себя на мысли, что в какие-то дни чувствуешь себя просто “чайником”, Этим термином спортсмены называют очень слабого водителя. Как только Вы почувствуете дискомфорт и сбой в прогнозе – примите срочные меры. Либо сбавьте скорость, либо заставьте себя сконцентрироваться, иначе беды не миновать и можно попасть в аварию тотчас при выезде со стоянки или во дворе дома.
Теперь поговорим о торможении, которое многие считают “палочкой-выручалочкой”. Это не всегда так. Большая часть аварий происходит из-за ошибок в торможении или во время него.
Усиливая тормозной импульс Вы автоматически снижаете возможность маневра, а когда Вы нажмете на педаль с усилием около 35 кг (это может сделать даже ребенок) Вы блокируете передние колеса и заставляете автомобиль двигаться по законам баллистики – прямо! Когда спрашиваешь у опытного водителя, сколько он знает приемов торможения, то больше 7-8 никто назвать не может.

А сколько их существует на самом деле , если проанализировать технику гонщиков высшей квалификации? Никак не меньше 150(!). Неужели нужно знать их все? Да нет, это совсем не обязательно, если Вы не собираетесь поменять свою “Ладу” или “Ниву” на формулу 1. Но многие из приемов, до которых у Вас сегодня не доходят руки (или точнее ноги) могли бы сослужить Вам добрую службу в самых сложных условиях. Это и торможение левой ногой при открытом дросселе, это резкое торможение перед преодолением неровностей, это целая вереница элементов мастерства, которые позволят Вам экстренно снизить скорость, сохранив при этом устойчивость и управляемость автомобиля.
Особо следует отметить приемы руления, которых нет и в помине в учебниках и пособиях для водителей. Их более пятидесяти – мы в Центре высшего мастерства разработали их вместе с лучшими спортсменами.
Среди них важное место занимают приемы скоростного руления, которые как воздух необходимы для преодоления заноса и вращения автомобиля. Оказывается для того, чтобы стабилизировать автомобиль при глубоком заносе нужно не только повернуть руль в сторону заноса, но и сделать 4 движения руками в одну секунду (!). 

Для автогонщика экстракласса это не большая проблема, так как лучшие из них способны и на 8 (!!) движений руками в секунду. Для неподготовленного водителя реальным является всего два движения. Ну, так что, неужели все обречены? Наверное, это так, если связано с реакцией на занос.И можно лишь благодарить Бога, если после всего Вы обошлись без реанимации, и Ваш автомобиль не развернуло и не поставило поперек дороги.

Самое удивительное, что нужно всего 5 занятий по 2 часа в каждом, чтобы изучить все 50 приемов и добиться необходимой скорости руления. И нам очень обидно, что этим мы занимаемся в Центре Высшего Мастерства, вместо того, чтобы люди получили эти знания при начальном обучении.
Кроме скоростных приемов, есть и многие другие важные и полезные. Они помогут тогда, когда Ваш автомобиль ударится передним колесом в бордюр, когда будете “мчаться” по голому льду , когда Вы преодолеете нежелание автомобиля выполнить поворот. По нашей статистике большая част водителей, положившая свой автомобиль на крышу, сделали это сами, повернув руль не в ту сторону, куда надо. Это неудивительно, так как во многих практических ситуациях водитель рефлекторно делает то, что ни в коем случае делать нельзя. Например блокирует все колеса, выключает сцепление, опускает руль, скрещивает руки в нижнем секторе рулевого колеса и т.д. и т.п.
Но никакие советы не помогут преодолеть реальные критические ситуации. Нужен арсенал навыков, автоматизм действий и умение преодолеть стресс. 

Даже многолетний опыт не спасает в экстремальных ситуациях, т.к. здесь нужны особые приемы, которые не применяются в обычных условиях. Изучить такие приемы можно в специальных учебных заведениях, к которым можно отнести и наш Центр Высшего Водительского Мастерства и многие Центры, созданные на базе спортивных трасс и учебных автодромов во всем мире.
Способы обучения различны, но цель одна – вооружить водителей антиаварийными действиями для самых разноплановых ситуаций.
У нас в Центре для обычного водителя рекомендуют три программы: тренажерную, летнюю скоростную и зимнюю которая проводится на чистом льду. Для водителей спецслужб есть еще три программы, но они специализированы с учетом их профессиональной деятельности, Для спортсменов проводится 4 вида подготовки: предсезонная, предсоревновательная, скоростная и контрольная. Есть еще несколько программ для специалистов узкого профиля: водителей-телохранителей, инкассаторов, службы безопасности и др.
Два года назад в г.Вашингтоне (США) мы попытались продать наши, на наш взгляд уникальные методики подготовки на выставке “Передовые технологии из России” спецслужбам США (Пентагону, ФБР и полиции штата Вашингтон и Колумбия). Вначале реакция была отрицательная. Нам говорили “Вы из дремучей России пытаетесь научить нас ездить на автомобиле? Да у нас ребенок с 5 лет постоянно находится в автомобиле и знает о приемах управления больше, чем Ваши ученые”.
Но к тому времени мы хорошо изучили систему подготовки хваленых развитых стран и хорошо знали, что вся их безопасность базируется на четкой дисциплине движения и любая острая проблема, которая в наших условиях приводит к отдельному ДТП для них кончается массовой трагедией на автобанах и скоростных дорогах потому, что их водители намного слабее в острых критических ситуациях, с которыми встречаются чрезвычайно редко.
Чтобы убедить наших оппонентов мы предложили им одну парадоксальную ситуацию. Мы говорили о том, что если на участке дороги Вашингтон-Нью-Йорк неожиданно появится участок обледенелой дороги, то все водители США следующие друг за другом будут вынуждены обратиться в реанимацию, т.к. не имеют в своем арсенале приемов, позволяющим им выжить, Ответ был под стать нашему вопросу.
Специалист по безопасности сказал, что мы тотчас прекратим движение по этой дороге. Каждый руководитель позвонит всем сотрудникам и запретит им ехать на работу потому, что он оплачивает их страховку.
Нам нечем было ответить на этот аргумент. Мы просто предложили им немного поездить по России, чтобы научиться управлять автомобилем в критических ситуациях.
Кстати нас очень поразила четкая дисциплина водителей. В отличие от стран Европы нарушения правил движения были большой редкостью. Мы часто наблюдали ситуации, когда на скоростной дороге мощный спортивный монстр часами ехал за громадным грузовиком и не делал даже попыток к его обгону.
Нам объяснили причину таких явлений. Каждое нарушение правил движения кроме наказания, которое очень серьезно, регистрируется в компьютере. А так как вся экономическая жизнь Америки проходит в кредит, то система нарушений не только увеличивает сумму страховки, но и подрывает его имидж и возможность получения кредита.
Прощаясь с Америкой мы еще больше гордились нашей Россией, где борьба за существование делала нашу нацию непобедимой!

Возвращаясь вновь к проблеме безопасности применительно к условиям нашей страны можно сделать следующие рекомендации:

– личную безопасность на автомобиле каждый должен обеспечить сам либо за счет мастерства управления, либо благодаря постоянной собранности, самодисциплине и непрерывному прогнозу;
– найдите время для профессиональной контраварийной подготовки, это сохранит Вам средства и здоровье;
– прощайте ошибки других водителей. В большинстве они сделаны из-за неумения, а не по злому умыслу;
– старайтесь, чтобы Ваши маневры и действия были понятны другим водителям и пешеходам, этим Вы сможете избежать многих критических ситуаций;
– постарайтесь определить степень опасности по прямым и косвенным признакам, тогда Вы не будете преодолевать эффект неожиданности;
– старайтесь в сложных ситуациях сработать на опережение, как поступают спортсмены высшей квалификации;
– даже если Вы действуете по Правилам движения, убедитесь что эти Правила понятны и другому водителю ;
– найдите собственные изъяны в технике и тактике управления и постарайтесь исправить их либо с помощью специалиста, либо самостоятельно;
– изучите поведение своего автомобиля в ответ на ваши управляющие действия. Вы сможете понять, что он ведет себя по разному в нормальных условиях и в предельном скоростном режиме;
– следите за техническим состоянием своего автомобиля либо с помощью хорошего специалиста, либо самостоятельно. Любой изъян, даже незначительный, доставит Вам массу проблем в критических условиях;
– постарайтесь всегда управлять автомобилем двумя руками. Две руки на руле в верхнем секторе – это идеальная поза готовности к экстремальным действиям;
– приучите себя перед быстрым маневром включить пониженную передачу. Подняв обороты двигателя Вы увеличите его мощность и сократите время маневра;
– для экстренной остановки при дефиците дистанции тормозите импульсами, чтобы избежать блокировки колес;
-остерегайтесь серии резких маневров влево-вправо на высокой скорости. Это может стать поводом для неуправляемого вращения автомобиля;
– на неожиданный занос автомобиля реагируйте резким рывком рук в сторону заноса, но не забудьте тотчас выровнять колеса;
– рефлекторное нажатие на тормоз в критической ситуации лишает Вас возможности выполнить маневр. Выберите одно из двух: либо торможение, либо маневр, так как одно исключает другое;
– не дайте страху сковать свои действия в острой критической ситуации, боритесь до конца и Вы сможете победить!