Экстренное торможение

Не один водитель испытывал страх и неуверенность при торможении на обледенелом спуске, почувствовав, что автомобиль теряет управление и неудержимо разгоняется вниз, вместо того чтобы снижать скорость. Отказ от торможения чаше всего сопровождается периодически возникающим заносом задней оси и скольжением заблокированных передних колес. Особенно ярко это проявляется на автомобиле с передним приводом, где блокирование передних колес зачастую вообще исключает любые маневры рулевым колесом, превращая автомобиль в неуправляемый баллистический снаряд.

Заблокировать ведущие колеса на льду возможно даже самым минимальным тормозным усилием. Но мало кто из начинающих водителей знает о том, что если во время торможения «открыть газ», то избежать блокирования колес можно. Этот антиблокировочный прием позволяет сохранить устойчивость автомобиля, а на переднеприводном автомобиле — и управляемость. Только тормозить при этом нужно левой (!) ногой. Перед тем как применять этот прием на практике, его рекомендуется отработать в более безопасных условиях.

Стоит учесть, что автомобили, не оснащенные антиблокировочной системой (ABS), и автомобили, оснащенные этой системой, при торможении ведут себя по-разному.

Для начала поговорим о том, как выполнять торможение на автомобилях, не оборудованных ABS.Запомните: резкое торможение может быть эффективным только в диапазоне скоростей до 40 км/ч на сухом твердом покрытии. Во всех других случаях — это грубая ошибка, связанная с запоздалой реакцией, страхом и неуверенностью. Заставьте себя уменьшить силу нажатия на тормозную педаль, а если ошибка уже совершена, тотчас опустите педаль после начала блокирования колес.

При дефиците дистанции тормозите импульсно. Если ваше мастерство позволяет, то четыре тормозных импульса в секунду — это хороший показатель. Спортсмены умеют довести количество импульсов до восьми. Но, отпуская на мгновение тормозную педаль при импульсном торможении, тотчас сделайте коррекцию рулевым колесом. Не торопитесь со следующим тормозным усилием, пока не вернете автомобиль к прямолинейному движению.

Если вы начали плавное торможение и, несмотря на это, колеса автомобиля все-таки оказались заблокированными, не увеличивайте силу нажатия тормозной педали, а перейдите на импульсный режим.

Если вы вынуждены интенсивно тормозить на дороге, где чередуются участки асфальта и льда или встречаются неровности, используйте прерывистое торможение с полным отпусканием тормозной педали на проблемных участках.

При импульсном торможении очень важен первый импульс. Он должен быть коротким, чтобы помочь вам продиагностировать скользкость покрытия. Воспользуйтесь возможностью усилить торможение, сместив автомобиль с ледяной колеи на укатанный снег или другое покрытие с более высоким коэффициентом сцепления.

На автомобиле с передним приводом хороший эффект дает уже упомянутое нами торможение левой ногой при нажатой педали «газа». Повысить эффективность торможения вам поможет последовательное понижение передач до второй включительно. Это позволит мягче, нежели тормозом, контролировать устойчивость автомобиля либо плавной тягой (при открытом дросселе), либо торможением двигателем, исключающим блокирование колес. К тому же, повысив тягу на ведущих колесах, можно регулировать угол заноса на автомобиле с задним приводом и угол сноса передней оси на переднеприводном автомобиле. Плюс ко всему, переходя на пониженные передачи, вы получаете запас мощности для преодоления критических ситуаций при вращении, сбрасывании автомобиля на снежную или мягкую грунтовую обочину и т. д. Для одноприводных автомобилей (передне- и заднеприводных) этот прием позволяет противодействовать блокировке ведущих колес. Так же как и в предыдущем случае, прием рекомендуется отработать в безопасных условиях: многие водители уже попросту позабыли, как это делается.

Если ваш арсенал включает опыт владения антиаварийными приемами, перед включением пониженных передач используйте перегазовку. Если ваш опыт небольшой, переход на пониженные передачи на скользком покрытии грозит полной потерей устойчивости автомобиля. Поэтому лучше использовать задержку (пробуксовку) сцепления для смягчения момента включения понижающей передачи, аналогичную задержке сцепления при трогании на скользкой дороге. Время задержки должно соответствовать характеру ситуации.

Если вы вынуждены применить импульсное, ступенчатое торможение, постарайтесь не раскачать автомобиль ритмичными действиями, провоцирующими блокировку передних колес. Меняйте силу и продолжительность каждого тормозного усилия (слабо—коротко; сильнее—продолжительнее и т. д.).

Если исчерпаны все возможности, но остановить автомобиль все-таки не удается, отпустите тормозную педаль и, по возможности, направьте автомобиль в глубокий снег. Прием аварийного контактного торможения помог избежать ДТП многим водителям.

Теперь о том, как нужно выполнять торможение на автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой — ABS.

Когда при экстренном торможении начала срабатывать ABS (вы это поймете по биениям тормозной педали), это и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, что устройство спасет вас от блокировки колес. Плохо, что система устранила вас от управления процессом торможения и вы не сумеете точно определить, где остановится ваш автомобиль.

Вы можете столкнуться с ситуацией, когда сильное нажатие тормозной педали не вызовет ответного тормозногоэффекта. Даже профессионал может получить серьезный стресс при отказе автомобиля от торможения. Такая ситуация встречается в тех случаях, когда водитель начинает зимний сезон на летних или универсальных шинах, которые на морозе «дубеют». Помните об этом и заранее «переобувайте» ваш автомобиль в подобающую сезону шипованную обувь — только в этом случае ABS поможет вам при экстренном торможении.

Учтите, что, когда вы тормозите на неровной дороге или участке с меняющимся коэффициентом сцепления, ABS снимает тормозное усилие с «проблемного колеса» и ослабляет динамику торможения. В результате тормозной путь вашего автомобиля увеличится. Остерегайтесь снегопада! ABS весьма «неохотно» тормозит на снежной целине, где смогла бы принести пользу короткая блокировка колес — ABS этому «не обучена». Поэтому в снегопад особо внимательно следите за безопасной дистанцией спереди и сзади автомобиля. В первую очередь следите за поведением автомобилей с ABS (абсолютное большинство иномарок), которые часто попадают в аварийные ситуации на заснеженной дороге, и будьте готовы к контраварийным действиям. Следует иметь в виду, что ABS прекращает свою деятельность и отключается на скорости 5-7 км/ч, а автомобиль на прямой дороге может в самый последний момент соскользнуть вперед.

Несмотря на некоторые недостатки, достоинств у ABS больше: исключая блокировку колес, система оказывает существенную помощь водителю. К тому же ABS позволяет совершать маневр (например, перестроение) при торможении.

Желаем Вам всегда безопасного пути! 🚘
Профессиональная контраварийная подготовка.
Защитное вождение.

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ: 
www.dvcvvm.ru/program – основные
www.dvcvvm.ru/deprogramme – дополнительные