Лежачий полицейский

Этим юмористическим термином водители окрестили искусственные тормозные препятствия в виде поперечных бугров, перекрывающих всю проезжую часть дороги для тех, чей гоночный менталитет не позволяет среагировать на дорожные знаки, ограничивающие скорость движения у школ, пешеходных переходов и других мест, где пересекаются тропинки людей и автомобилей. Т.к. препятствие создано искусственно и не всегда профессионально по высоте, конфигурации, информационному обеспечению, то для многих водителей возникает психологический эффект неожиданности, что порождает типичную грубую ошибку – позднее резкое торможение, приводящему к усилению удара колесами о препятствие.

При экстренном торможении происходит дополнительная загрузка передней подвески весом автомобиля, уменьшается клиренс (дорожный просвет) и происходит встречный удар, когда автомобиль утыкается в препятствие. На высоких “лежачих полицейских” прочерчены поперечные бороздки от многочисленных контактов с низко сидящими и просевшими от возраста иномарками и, самое неприятное, что касание с препятствием может произойти с самой низкой частью двигателя – поддоном картера, а этот контакт может повредить низко расположенный приемник масленого насоса и, тем самым, вывести из строя двигатель автомобиля.
Среди многообразия способов преодоления “лежачего полицейского” следует выделить 5 наиболее эффективных, которым пользуются спортсмены и профессиональные водители.

1. При минимальной скорости движения (ниже 10 км/час) можно воспользоваться “подъемной силой” незначительно повысив тягу в момент контакта с препятствием. Главным условием для этого является возможность использования крутящего момента двигателя. Легче всего это получается при включенной второй передаче как на механических, так и на автоматических коробках передач.
2. Если скорость автомобиля выше, чем 10 км/час и крутизна бугра существенна, то можно создать эффект “подброса” за счет реакции разжатия пружин передней подвески после “клевка” автомобиля, вызванного коротким нажатием тормозной педали перед препятствием. В зависимости от начальной крутизны регулируется эффект подброса дозированным отпусканием педали тормоза (резко, плавно, с задержкой).

3. Наибольшую сложность в преодолении представляют металлические “полицейские”. Т.к. нет плавного перехода с плоскости на дугу режим “подброса” не позволит избежать удара о препятствие. Рекомендуемые действия – проезд под углом, возможным на данной полосе. Для этого автомобиль мягким маневром смещается в сторону, затем направляется под углом на препятствие, а в заключительной фазе колеса выставляются в “положение прямо”. Контакт с препятствием происходит поочередно каждым колесом. Естественно, что автомобиль имеющий независимую подвеску (“Мерседес”, “Хонда”, Запорожец, БТР и др.) имеют определенное преимущество, например перед автомобилем “Газель”, у которого обе оси зависимы и опускание одного колеса вызывает подъем другого и наоборот.

4. Если “лежачий полицейский” не перекрывает всю полосу движения и справа остается просвет асфальта, то лучшим способом преодоления будет “боковая разгрузка”, позволяющая перевести часть веса на опорные колеса (в данном случае правые) и освободить, а если нужно приподнять левые колеса. Для выполнения приема нужно резким поворотом руля двумя руками без перехвата направить колеса! на препятствие (в данном случае влево) и тотчас выровнять их, практически не дожидаясь реакции автомобиля. Автомобиль, как утка, перевалится на правые колеса и освободит левые от удара о бугор.

5. В условиях городского движения, когда скорость автомобиля существенно превышает безопасную для преодоления этого типа препятствия применяется комбинированный способ, включающий последовательные действия (приемы):

– при подходе к препятствию выполняется торможение правой ногой (плавное, если дистанция достаточна или экстренное ступенчатое, если расстояние минимальное);
– на механической коробке передач: не прекращая торможение, выключается сцепление и включается вторая передача с пропуском последовательности переключения, но педаль сцепления не отпускается, если велика скорость автомобиля;
– перед препятствием проводится энергичное дотормаживание, вызывающее “клевок” автомобиля;
– перед контактом с препятствием – в последний момент, отпускается педаль тормоза (см. рекомендацию 2);
– как только передние колеса поднимаются на бугор резко отпускается педаль сцепления и тотчас мягко и осторожно нажимается педаль газа, чтобы исключить удар задними колесами о препятствие.