Контрсмещение и контрзанос

Скоростное прохождение поворотов 6 и 7 категорий, характеризуемых как очень крутые или обратные, требует существенного снижения скорости (с максимальной до 40-50 км/час) и при скользком покрытии не устраняют серьезную проблему по управляемости – поворот колес почти на предельный угол. Если скорость погашена недостаточно, а это часто бывает, то круто повернутые колеса спровоцируют снос и потерю управляемости. Поэтому перед спортсменами встают серьезные вопросы: как избежать раннего торможения и не потерять такие важные секунды? И как уменьшить угол поворота колес, сохранив этим управляемость?

Решить сразу две проблемы безопасности позволяют два нестандартных приема, один более “мягкий” – контрсмещение, а другой более “острый” – контрзанос. Суть обоих приемов сводится к тому, чтобы пожертвовать частью устойчивости автомобиля, чтобы увеличить его управляемость. Не правда ли, очень похоже на тактику в шахматах: жертвуете фигуру (количество) – получаете темп (качество). Если вернуться к теории управления автомобилем, то данные приемы позволяют до поворота (!) развернуть автомобиль на нужный угол притом не передними “ранимыми” колесами, а задними в режиме их скольжения.

Кроме того эти приемы позволяют подойти к повороту на более высокой скорости и после экстренного торможения рабочим тормозом перейти к торможению боковым соскальзыванием, сразу “убивая трех зайцев” – снижать скорость, разворачивать автомобиль и выводить его на траекторию дуги при повороте колес на малый угол.В самом термине заложен смысл – предварительное смещение автомобиля в сторону, противоположную направлению поворота. К примеру, водитель, двигаясь по середине полосы перед левым поворотом мягким огибающим маневром, направляет автомобиль к правой обочине, а затем более резким маневром поворачивает его влево, прицеливаясь не как обычно, на вершину поворота, а раньше ее, как будто он желает срезать поворот.

Эти два связанных темпом действия маневра раскачивают автомобиль и заставляют его соскользнуть задними колесами кнаружи. Если требуется усилить вращательный импульс, то после контрсмещения резко включается пониженная передача на заднем и полном приводе, полностью отпускается педаль газа на переднем приводе.

Контрсмещение

В самом термине заложен смысл – предварительное смещение автомобиля в сторону, противоположную направлению поворота. К примеру, водитель, двигаясь по середине полосы перед левым поворотом мягким огибающим маневром, направляет автомобиль к правой обочине, а затем более резким маневром поворачивает его влево, прицеливаясь не как обычно, на вершину поворота, а раньше ее, как будто он желает срезать поворот. Эти два связанных темпом действия маневра раскачивают автомобиль и заставляют его соскользнуть задними колесами кнаружи. Если требуется усилить вращательный импульс, то после контрсмещения резко включается пониженная передача на заднем и полном приводе, полностью отпускается педаль газа на переднем приводе.

Контрзанос

В основе этого приема заложено явление “динамический хлыст”, который усиливает вращательный импульс взаключительной фазе. Если в предыдущем приеме автомобиль смещался кнаружи плавным огибающим маневром, то в представленном вызывается занос после интенсивного торможения рабочим тормозом. Лицо автомобиля поворачивается в сторону, противоположную повороту. Реагируя на занос поворотом руля и прекращением тяги, водитель умышленно запаздывает с реакцией, что провоцирует занос в другом направлении. Образно говоря водитель размахивает задней осью автомобиля как дворник метелкой. 

Такие действия позволяют развернуть автомобиль на угол от 90 до 180, т.е. вплоть до полного разворота. Встречаются ситуации, когда гонщики применяют до трех циклов заноса, каждый их которых позволяет снизить скорость движения автомобиля. Каждый из циклов предполагает последовательное увеличение угла заноса: малый, средний, критический и далее – разворот.

Спортсмены, управляющие автомобилями с полным приводом, оба приема называют “подсечкой” 

и применяют их для перевода автомобиля в режим силового скольжения.

На переднеприводных моделях этот прием часто используется в трековых гонках, притом, в отличие от других приводов, спортсмены легко гасят излишний угол заноса мощной тягой с пробуксовкой колес.
Для обычного водителя лучше не применять контрзанос из-за сложноcти стабилизации в заключительной фазе маневра, а осторожное (малоамплитудное) контрсмещение может оказать неоценимую помощь при прохождении крутых поворотов на скользкой дороге.