Как освоить защитное вождение. 5 правил

Ушла зима и первые холодные месяцы весны. Спокойно вздохнули те, кто боялся скользких дорог, появились первые подснежники. И под словом "подснежники" мы имеем ввиду не только
цветы… Столь цветочное прозвище получили водители, которые не садятся за руль зимой из-за страха.

Однако считать, что теплое время года – более безопасное время – ошибка. По статистике ГИБДД, в летний период смертельных ДТП приблизительно в 2 раза больше, чем зимой.
Законы физики круглый год одинаковы: тот же самый занос, потеря устойчивости и управляемости автомобиля случаются на асфальте так же, как и на снегу. Разница лишь в скорости.
Поэтому знать и понимать "физику движения" автомобиля, вооружиться секретами и приемами безопасности на дороге стоит заранее.
В 2022 году многолетняя тенденция к снижению смертности на российских дорогах продолжилась. Велико число аварий "из-за плохих дорог". Но сегодня наш разговор не о качестве дорог, а о популярном сейчас "защитном стиле" вождения и о качествах по-настоящему грамотного водителя.

В прошлых статьях мы делились с вами секретами высшего водительского мастерства и контраварийной подготовки. Этот номер посвящен "защитному вождению". 

Вышеупомянутое словосочетание у некоторых ассоциируется с чем-то экстремальным:
например, агрессивными приемами защиты на дороге из арсенала спецслужб.

Защитное вождение – defensive driving – специальная программа обучения водителей, которая появилась с 1964 года в западных странах. Однако система и философия "оборонительного вождения" имеет мало общего с классической автошколой или трюками спецагентов.
В России защитное вождение преподается относительно недавно и ограниченным количеством специальных школ. Потому что эта тема совсем не предназначена для учеников автошкол. Получать новые знания приходят водители со стажем от нескольких месяцев до десятков лет. На Дальнем Востоке программа обучения появилась совсем недавно, с 2016 года.

Система замечательна тем, что тактическое мастерство водителя в любых условиях повышается сразу – буквально в первый же день, уже в процессе тренинга. То есть, не нужно, как в автошколе, осваивать эту науку по 2-3-6 месяцев… Результат – почти моментальный. Важно только закрепить новые умения и знания в повседневных поездках. А бонусы от защитного стиля вождения, помимо предотвращения опасностей: экономия топлива на 10-25% (в зависимости от изначального стиля управления автомобилем), умение создавать так называемую «капсулу безопасности», компенсировать ошибки более слабых участников дорожного движения, и, как бы это банально ни звучало, удовольствие от вождения там, где раньше был стресс.

3 современных определения

Мы считаем, что защитное вождение – это часть общей системы контраварийной подготовки водителей. Вопреки убеждениям некоторых, после автошколы путь ученика не заканчивается. Наоборот, только начинается! Человек сталкивается с реальностью наших дорог, остается наедине с собой, часто допуская смертельно опасные ошибки. О многих из которых даже не подозревает!

Поэтому в нашей стране и существует столько школ контраварийной подготовки, куда приходят и новички, и (даже чаще) опытные автолюбители. К сожалению, нередко – уже после аварий.

Итак, защитное вождение – это стиль вождения, при котором водитель, независимо от действий других участников дорожного движения, при любых обстоятельствах не допускает предотвратимых ДТП. Предотвратимые аварии – те происшествия, которые можно было спрогнозировать и не допустить. И таких – 95%.

Недаром программа повышения мастерства популярна среди корпоративных водителей совершенно разных сфер: систему настолько высоко оценили руководители сотен компаний, что у многих такое повышение квалификации – обязательно. Потому что сотрудник, который освоил защитное вождение, в разы бережнее относится к управлению автомобилем. Он не только экономит в год десятки, а то и сотни тысяч рублей (в сравнении с необученным водителем), но и исключает репутационные потери.

А теперь конкретно – в цифрах.

В 2021 году в России зарегистрировано 164 358 ДТП. Из них 95% можно было предотвратить. То есть, более 156 000 аварий могло бы и не произойти! Сколько людей осталось бы живыми и здоровыми…

Мы уверены, что качество дорог, нарушители и т.п. – это правила игры. Самое слабое и самое главное звено – водитель. Именно он благодаря своему мастерству может действительно и совершенно буквально сохранять десятки жизней на дороге ежегодно. Поверьте нашему многолетнему опыту работы с водителями: о правилах контраварийного и защитного вождения до 90% автолюбителей… даже не подозревают. Это колоссальные пробелы, которые мы стремимся восполнить.

Защитное вождение – система обучения водителей транспортных средств, выходящая за рамки обычных ПДД и основ техники вождения. Цель этой системы состоит в обеспечении безопасности путем предупреждения опасных ситуаций, вопреки неблагоприятным условиям и ошибкам других участников дорожного движения.  

Защитное вождение – современный стиль вождения, в основе которого лежит принятие ответственности водителем за свою безопасность и способность компенсировать ошибки других участников движения. Защитное вождение означает полный контроль и управление дорожной ситуацией. При таком подходе водитель защищен от опасных действий других водителей, поэтому стиль вождения и называется защитным. Этот стиль приходит на смену старой школе, согласно которой «водитель вправе рассчитывать на то, что другие участники дорожного движения соблюдают ПДД» и которая сегодня уже не работает. Да и никогда не работала. Многие водители все еще придерживаются старых взглядов и противятся новому веянию, но за рулем правильно не то, чему научили в семье, школе или автошколе, не то, что ближе сердцу, а то, что эффективно.

Кстати,

Правильная техника и тактика управления ТС позволяет экономить от 10 до 25% и более (!) топлива. Возьмём среднюю цифру – примерно 20% экономии.

Если в году 247 рабочих дней, и каждый автомобиль проезжает примерно 50 км в день при расходе топлива 12 литров на сотню и стоимости самого топлива 60 руб. за литр, то что такое 20% экономии?

247 * 6 * 60 = 88 920 рублей в год

20% экономии – это 72 рубля в день.

Годовая экономия в среднем – 17800руб.

за 1 автомобиль!

Расходы на обучение защитному

и экономичному вождению на 100%

окупаются уже в 1-й год.

Существует более 500 приёмов предотвращения ДТП. Но начнём с малого…

 

5 первых правил защитного вождения

Череда трагедий на дорогах продолжается из года в год, несмотря на то, что практически все эти столкновения можно было предотвратить. Как?

Ответом на вопрос и станут правила и секреты защитного вождения.

В частности, мы используем выдержки из “70 правил защитного вождения” эксперта Роберта Шаллера, в которых собрана мудрость пятнадцати лет преподавания защитного вождения и ПДД. 

То, о чем пишет Шаллер, одинаково важно для любого водителя, вне зависимости от места жительства и марки автомобиля.

Правило №1. Будь внимателен!

“Я его не видел!” – это одно из самых популярных оправданий после столкновения. Был ли другой автомобиль невидим? В сущности, все аварии – результат невнимательности одного или обоих водителей. Невнимательность может быть вызвана сонливостью, усталостью, разговором, “гипнозом автострады” и т.п.

По статистике, большинство аварий случается недалеко от дома. Почему? Большую часть времени мы ездим по нашему собственному району. Недалеко от дома мы чувствуем себя комфортнее и утрачиваем бдительность (причем тот, второй парень – делает то же самое). Знание местности порождает невнимательность.

У меня есть задание для тебя. В следующий раз, сидя за рулем, попробуй сконцентрироваться исключительно на вождении. Не думай больше ни о чем. После чего обрати внимание на то, как далеко ты уехал, прежде чем в голову пришло что-то другое. Многие водители не смогут и с парковки выехать! Опытным шоферам не нужно думать о том, как вести машину. Мы делаем это “на автомате”, и наши мысли витают где-то там, в облаках. И от этого никуда не деться – наши мысли ХОТЯТ “витать”. Случалось ли тебе доехать куда-либо, и вдруг понять: я задумался о чем-то своем так, что даже не помню, как здесь оказался?

Правило 2: Никому не доверяй!

Наш враг – это мы сами. Ты не можешь полагаться на действия других водителей. Вспомни все ошибки, которые допустил за годы вождения. Подумай о тех, которые допустишь в будущем. Так вот: остальные водители тоже ошибаются время от времени! Не доверяй им! Сидя за рулем, смотри за тем, другим парнем, в оба, и оставляй для себя достаточно места. Предугадывай его ошибки и будь готов к ним. В конце концов – он ошибется! Потому что он такой же, как и мы!

Разъезжая на “автопилоте”, ты перекладываешь контроль над своей машиной на плечи других водителей – ты в их власти. Их судьба – твоя судьба. Если ты примешь как должное, что все делают ошибки, то следующий твой шаг будет – водить осторожно. Будь осторожен, заметив красный свет – поскольку свет сам по себе еще никого не останавливал – и ты сам это знаешь.

Высматривай ребят, готовящихся выскочить с парковки на дорогу. Ищи пустоты в колоннах автомобилей, которые могут быть результатом торможения водителя, помогающего кому-то перестроиться из соседней полосы (я лично видел три или четыре аварии за последние десять лет, которые случились именно по этой причине). Есть и другие: кто-то забывает показывать повороты и перестроения в соседнюю полосу, а кто-то “висит на хвосте” у очередного “тормоза”, плетущегося еле-еле в поисках нужного поворота – и он найдет этот поворот в самую последнюю секунду – и даст по тормозам. Можно представить себе множество других ситуаций. Будь к ним готов, и будь готов с ними справиться.

Правило 3: Уступи дорогу!

Сомневаешься, кто имеет право проезда – уступи дорогу. Другой парень может быть неправ, но в результате ты можешь пострадать или даже погибнуть. С точки зрения безопасности – никто не имеет права проезда до тех пор, пока ему его не предоставят. (Не забывай, я говорю о защитных приемах вождения, а не о ПДД.) Правила, касающиеся права проезда, часто понимают неправильно, и бывают ситуации, когда они могут и не быть очевидны всем участникам. Если неясно, который из автомобилей должен уступить дорогу, дай дорогу сам. Когда речь идет о безопасности, важен не принцип, а результат.

Правило 4: Не торопись

Управляя автомобилем на повышенной скорости, ты рискуешь дважды: во-первых, это уменьшает время, необходимое для реагирования, а во-вторых, увеличивает количество кинетической энергии (той, что освобождается при столкновении). Ты должен решить для себя, стоит ли овчинка выделки. Пойми, что нередко превышение скорости не дает выигрыша во времени. Как часто ты подъезжал к красному сигналу светофора, и заставал там лихача, обогнавшего тебя, как стоячего, полкилометра назад? Догадываешься, почему? В черте города, как правило, сигналы ограничивают скорость до той отметки, на которой система может нормально работать (в смысле количества автомобилей).

Будешь ехать быстрее, чем того позволяет система – проведешь больше времени на светофорах, сжигая горючее, изнашивая тормозные колодки, и подвергаясь лишнему стрессу, не получая взамен ничего существенного. Даже на автостраде, ты много не выиграешь. Часто, обогнав кого-то, ты обнаруживаешь его у себя на хвосте, когда притормаживаешь, чтобы свернуть в следующий город. Ну и чего ты добился? На междуштатных автострадах, где и правда можно сэкономить немного времени, превышая скорость (если не перевернешься), разница между 105 и 130 км/час на дистанции 80 км составит всего лишь 9 минут. Большое дело.

Правило 5: Не садись за руль в плохом состоянии

Давай определимся с термином “плохое состояние”. Применимо к вождению, это означает присутствие фактора, снижающего твою способность уверенно управлять своим автомобилем.

Первое, что большинству из нас приходит в голову, – это алкоголь или другие наркотики. Но кроме них существуют усталость и последствия травм или болезней. Несколько лет назад один мужчина со сломанной ногой пытался вести машину. Он использовал палку для управления педалью газа, и все закончилось тем, что он потерял управление, выехал на тротуар и убил человека, стоящего в телефонной будке.

Уверены, что если бы каждый из нас (1) соблюдал скоростной режим; (2) был внимателен; (3) не садился за руль в плохом состоянии; и (4) пристегивал ремень и использовал другие системы безопасности, такие как воздушные подушки и антиблокировочную тормозную систему, то никто и никогда не погиб бы в дорожном происшествии. Всего лишь эти 4 составляющие, вошедшие в привычку, могли бы предупредить большинство серьезных аварий и спасти десятки тысяч жизней ежегодно. В реальной жизни, однако, мы – люди, а потому всегда будем делать ошибки, ведущие к столкновениям. Поскольку мы добровольно подвергаем себя опасностям и физическим силам, несовместимым с жизнью, мы должны сделать все возможное, чтобы свести риск к минимуму, правда? Так что привыкай полностью сосредотачиваться на вождении, следи за скоростью, садись за руль, только если с тобой все в порядке, а также учись пользоваться системами безопасности. Эти идеи – основа системы защитного вождения.

Повышайте своё мастерство – и добрых вам дорог, друзья!

С уважением, Антонина Борисюк,

преподаватель ДВ Центра высшего водительского мастерства «Лига-М» https://dvcvvm.ru/