ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ОШИБАТЬСЯ

Одно из самых популярных оправданий после ДТП – «Я его не видел», «не заметил»…. Были ли невидимы другой участник движения, дорожная разметка или знак? Подавляющее большинство аварий есть сумма ошибок одного или двух водителей, вызванных неверным распределением внимания, неправильным определением приоритетов в данной конкретной ситуации. Невнимательность за рулём может быть вызвана разными вполне объективными причинами: утомлением, разговором, «гипнозом автострады» и т.п. Даже при полном осознании ответственности за безопасность на дороге – человеку свойственно ошибаться. А если учесть, что и другие участники движения также имеют право на ошибку, картина складывается и вовсе не весёлая.

Для того, чтобы из-за потери бдительности не попадать в неприятности, будет полезно разобраться в природе явления «невнимательность». Спешу вас успокоить: невнимательных людей не бывает! И когда вы что-нибудь «проморгали», это вовсе не значит, что на какой-то кочке ваше внимание оторвалось и выпало из автомобиля. Невнимательность – это не потеря внимания, но потеря контроля над ним, когда ваше внимание начинает жить как бы само по себе, в отрыве от вашей воли.

Предлагаем внедрить в свою практику вождения «правило 6 секунд». Это означает, что настоящий мастер вождения выполняет «круиз» по всем зонам просмотра (включая три зеркала заднего вида) не реже одного раза в каждые 6 секунд. Это поможет вам организовать не только контроль над ситуацией вокруг вашего автомобиля, но и контролировать подвижность вашего внимания, отделяя главное от второстепенного.

При этом, мужчины должны осознавать, что, в отличие от женщин, у них очень «прицельный» взгляд и гораздо меньший угол периферийного зрения. Ни на секунду не задерживайте взгляд в каком-либо из зеркал. И тогда «курьёзных» ДТП в попутном направлении станет гораздо меньше.  

Знаете ли вы, что из всех случившихся аварий неизбежных, непредотвратимых – всего 5%! Другими словами, почти всегда, если вы находитесь внутри своей машины, у вас есть возможность избежать неприятностей. Почти всегда, если вы вовремя замечаете даже не саму опасность, а только условия, при которых она может возникнуть, верно оцениваете надвигающуюся угрозу, у вас есть время на принятие правильного решения, а также и время, и пространство для манёвра уклонения.

Как правильно и безопасно выходить из сложных, даже критических ситуаций, сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля с использованием приёмов высшего водительского мастерства, обучают курсы контраварийной подготовки. Но вот что интересно. Чем больше в арсенале водителя этих приёмов, тем реже он попадает в условия, когда вообще возникает необходимость в их применении.

Если посмотреть со стороны на то, как водят свои машины тренеры-преподаватели Центра высшего водительского мастерства, может показаться, что всё происходит уверенно, спокойно, легко… Как-то в конце рабочего дня каждому из них я задал один и тот же вопрос: «Сколько раз за сегодняшний день ты попадал в критические ситуации на дороге?» Ответ был одинаков и краток: «Ни разу».  Задаю вопрос иначе: «А видел ли ты на своём маршруте аварийные ситуации»? И на этот вопрос ответ был с разной степенью эмоциональности, но по сути одинаков: «Постоянно! От места старта до «финиша». А при этом, напомню, со стороны всё легко, спокойно, уверенно. Парадокс? Вовсе нет.

Все аварийные ситуации развиваются по определённым законам и алгоритмам. Добавим к этим знаниям вполне конкретную технологию контроля, отслеживания, распознавания ситуационных задач, и мы получаем надёжную защиту от попадания в ситуацию критическую с острым дефицитом и времени, и пространства. Во всём мире такая технология предупреждения аварийности на дорогах получила название «Защитное вождение» – defensive driving. Специалистам кафедры прикладных и экстремальных видов спорта московского университета удалось объединить самый передовой отечественный и зарубежный опыт в этом направлении и создать короткую, но очень эффективную программу обучения, направленную на предупреждение тех самых 95 % ДТП. Специалисты Дальневосточного Центра высшего водительского мастерства «Лига-М» адаптировали её под специфические условия нашего региона, для того, чтобы с полной уверенностью утверждать: ЛЮБАЯ ДОРОГА МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗОПАСНОЙ!

Автор тренер-преподаватель ДВЦВВМ

«Лига-М» Александр Васильевич Борисюк,

https://dvcvvm.ru/