Интервью с Александром Борисюком – секреты мастерства

 Сейчас секретами водительского мастерства с нами поделится мастер спорта, основатель и главный тренер-преподаватель ДВ ЦВВМ «Лига-М» Александр Васильевич Борисюк.

 

– А.В., зачем нужны обычным водителям приёмы высшего водительского мастерства из арсенала гонщиков экстра-класса? Не превратятся ли наши дороги в гоночный трек?

– Для себя мы сформулировали нашу миссию так – «Создание безопасной среды на дорогах России». Весь наш коллектив убеждён в том, что чем больше станет мастеров за рулём автомобилей, тем менее остро будет стоять вопрос – как выжить на наших дорогах.

– А не может ли какой-нибудь такой приём вызвать у водителя чувство превосходства над другими и излишнюю самоуверенность?

– На мой взгляд, если человек, без ложной скромности и объективным причинам знает о своём превосходстве в каком-то деле над другими, то чаще всего это самодостаточный человек. Ему уже не нужно за чей-то счёт самоутверждаться, оправдываться или доказывать, что он мастер. Он уже знает о своём превосходстве по определению. Скорее, у такого человека возникает потребность передать свой опыт и знания другим людям. Не станет гроссмейстер соревноваться с начинающим шахматистом, а вот подсказать, помочь в сложной ситуации – может. Что же касается излишней самоуверенности, то это легко «лечится» на тренировках или соревнованиях среди равных, например, на наших клубных мероприятиях.

– Получается, чем выше мастерство, тем безопаснее водитель?

– Именно так. Справедливости ради стоит заметить, что мастерство не синоним водительского стажа. Совсем не обязательно, что с увеличением стажа будет расти и мастерство. У человека должно возникнуть желание узнать что-то новое, самосовершенствоваться. Должна быть какая-нибудь мотивация. Поэтому среди людей, приходящих к нам, есть водители со стажем от нескольких дней до нескольких десятков лет. А мотивация у всех разная. Кто-то беспокоится о безопасности детей на заднем сиденье своего автомобиля, кто-то желает улучшить результаты выступлений на любительских соревнованиях, кто-то поднять престиж и экономичность перевозок в компании.

И для профессионалов, и для любителей – для всех одна программа обучения?

Программы разные. Есть специальные программы для водителей силовых структур, для водителей VIP, программы повышения мастерства, а в основе лежит базовый курс контраварийной подготовки, состоящий из трёх программ, дополняющих друг друга. Программ обучения много, программы разные.

А.В., исходя из Вашего опыта, с кем работать проще, с мужчинами или с женщинами?

Несмотря на групповой метод обучения, у нас очень индивидуальный подход к каждому ученику. Не бывает одинаковых женщин, одинаковых мужчин. Все люди разные. И у тех, и у других ошибки бывают одинаковыми, однако способы их устранения зависят не от гендерной принадлежности, а от особенностей восприятия информации учеником (аудиал, визуал, кинестетик…), ну , конечно, от педагогического мастерства тренера. У нас есть такая поговорка: «Проблема ученика – это всего лишь задача преподавателя».

А.В., а это очень сложно – осваивать приёмы высшего водительского мастерства, всем ли это доступно?

Несмотря на то, что уже в базовом курсе есть приёмы уровня мастера спорта, мы считаем, что это доступно всем. Просто кому-то на это нужно времени чуть больше, кому-то чуть меньше, но в любом случае это интересно и увлекательно. Невозможно стать мастером спорта за две-три недели. Также, как и нет предела самосовершенствованию. А когда видишь собственный прогресс, процесс захватывает и увлекает к новым вершинам.

А.В., а можете сейчас нашим читателям открыть какой-нибудь секрет?

Конечно. Хочется сказать о, казалось бы, простом, но базовом секрете безопасности. Это один из тех моментов, с которых начинается наука вождения, как умение писать текст начинается с изучения алфавита.
Изучение и обобщение опыта лучших водителей-профессионалов позволило сделать вывод о самом безопасном, правильном (и при этом комфортном) расположении рук на рулевом колесе. Это положение условно сравнивается с положением стрелок на циферблате часов. Правильное положение рук строго симметрично. В зависимости от диаметра обода и усилий, которые приходится прилагать, правая рука должна находиться в зоне от 1 ч 30 мин до 3 ч., а левая – соответственно от 10 ч 30 мин до 9 ч.

Неполный и закрытый хваты (когда большие пальцы, охватывая руль, находятся внутри обода) – естественнее, физиологичнее открытого: они обеспечивают готовность к действиям в критической ситуации. Если случается, например, что при неожиданном ударе колеса о камень обод выбьет из рук и спицей повредит большой палец, то в первое мгновение, несмотря на боль, вы бессознательно еще сильнее сожмете руку. Такова нормальная реакция организма. А ведь именно этой сэкономленной доли секунды и может хватить, чтобы удержать автомобиль.

Оптимальное положение рук на руле обеспечивает выполнение манёвра в любую сторону, а самое главное – позволяет включить в любой момент сильные мышцы-сгибатели для быстрой реакции на занос автомобиля, а при необходимости облегчает удержание руля при ударе о препятствие.

Правильное положение рук на руле – одна из частей «позы готовности» к опасности или, иными словами, настройки на безопасное управление автомобилем, исключающей лишние дополнительные движения при дефиците времени. Руки не просто лежат на ободе руля, а своим весом обеспечивают «предварительный натяг». Это значит, что стоит только ослабить хват одной руки, как другая тотчас начнет его вращение.

Практика насчитывает более 60 приёмов управляющих действий с рулевым колесом. И все они начинаются со стандартного положения рук, о котором было сказано выше.